Недостатки устной
и письменной речи у учащихся начальных классов
Одной из распространенных причин
неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных школ являются
разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют
овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р.Е. Левиной, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний (Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребов, Г.В. Чиркина). Выявлено, что l/З учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р.Е. Левиной, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний (Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребов, Г.В. Чиркина). Выявлено, что l/З учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для
успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются
недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова,
которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до
обучения в школе.
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с общим
недоразвитием речи, которое проявляется в системном нарушении
произношения, различения оппозиционных звуков и лексико-грамматических средств
языка. Попадая в общеобразовательное учреждение, такие дети становятся
неуспевающими учениками из-за дефектов в речевой деятельности.
Особенности проявления недостатков речи у
детей обусловливают специфические задачи при обучении, касающиеся как методов,
так и способов подачи учебного материала.
Большинство детей к моменту обучения в
школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно обширный
словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у
всех процесс овладения речью проходит одинаково. В ряде случаев он может быть
замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие
нормальный ход речевого развития.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных
учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из
них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное
произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как
правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи выражаются в
недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении
программы общеобразовательной школы.
Учащихся с отклонениями в формировании средств языка (произношения,
различения звуков, словарного запаса, грамматического строя) можно разделить
условно на три группы. Совершенно очевидно, что каждая из этих групп не может
быть однородной, но вместе с тем выделение основного признака речевого дефекта,
наиболее типичного для каждой группы, и определяет ее специфику.
Кроме того, у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии
восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной
деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой
моторики. Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные
способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс
обучения.
Проявления
речевых нарушений у младших школьников:
Литература:
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н.,профессора Г.В,Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н.,профессора Г.В,Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий